PISA - для учителя
Уважаемые коллеги!
Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, на основании использования международных практик, проводят в октябре-ноябре 2021 года в 14 субъектах Российской Федерации исследование качества образования «Региональная оценка по модели PISA». В чем смысл международного сравнительного исследования PISA?
Его цель - выяснить уровень подготовки 15-летних учащихся разных стран к взрослой жизни, оценить уровень использования метапредметных компетенций для решения поставленных задач.
Исследование проводится по трем содержательным направлениям.
Читательская грамотность:
• анализ информации, представленной в нескольких текстах;
• критическое осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации.
Математическая грамотность:
• анализ информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности утверждения;
• решение реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.
Естественнонаучная грамотность:
• научное объяснение явлений;
• научная интерпретация данных и доказательств;
• понимание и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном, профессиональном, общественном).
Исследование проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном виде.
Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.
Идеи PISA сопоставимы с концепцией ФГОС, которая определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования»
Важность исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально грамотный человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счета, а также применять свои навыки для личного или общественного развития».
В региональной оценке по модели PISA» в соответствии с выборкой будут участвовать школьники и студенты 1-2 курсов из 76 школ и 4 организаций среднего профессионального образования Республики Алтай. Формулировка и структура заданий PISA значительно отличаются от заданий в российских учебниках. Учащимся для выполнения заданий, выявляющих их компетенции, предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества. Чтобы для участников исследования содержание заданий, их формулировки не стали неожиданностью, рекомендуем ознакомить обучающихся с открытыми заданиями PISA прошлых лет.
Познакомить обучающихся с заданиями вам помогут следующие материалы:
1. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (Сборник заданий в формате pdf размещен по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/EyvMXwlLzMeoLQ).
2. Примеры заданий в электронном формате (https://fioco.ru/примеры- задач-pisa).
3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/)
Так же материалы по исследованию размещены на сайте БУ РА «РЦОКО» http://rcoko.ru/pisa