1. Родителям
  2. Статьи
  3. Советы для учителей и родителей по кибербезопасности.

Советы для учителей и родителей по кибербезопасности.

Просмотров: 1496

Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».

В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов в числе многих других задач выделяется деятельность, направленная на профилактику в сфере кибербезопасности в школе.

Как отличить официальный сайт от мошеннического (сайта двойника)? Как отличить легальный сайт от нелегального?

Имеется несколько довольно простых признаков, выдающих сайты мошенников.

1) Главное - адрес сайта. Мошенники тут идут на разные ухищрения. Например, есть официальный сайт популярнейшей социальной сети «Одноклассники». Настоящий адрес выглядит так: www.оdnoklassniki.ru. Аферисты, стараясь обмануть пользователя, регистрируют доменные имена, максимально похожие на оригинал, например, «оbnoklassniki.ru», «odnoklassnlki.ru» и так далее. Имя поддельного сайта отличается лишь одной-двумя буквами. Далее на эти адреса мошенниками «заливаются» полные визуальные копии настоящего сайта «Одноклассники» и начинается мошенничество.

2) Внимательно изучите содержимое сайта – наличие дефектов верстки (сдвинутые блоки, картинки, наползающий друг на друга текст и т.д.) и грамматических ошибок явный признак, что это либо подделка, либо сайт, владелец которого неграмотен или экономит на корректуре.

3) Обратите внимание на даты под сообщениями, блоками, новостями – на поддельных сайтах даты, как правило, уже неактуальны, новости – просрочены. Это объясняется просто – мошенникам не очень интересно обновлять сайты, да и технически это трудно выполнимо, ведь требуется переписывать код страницы. Настоящего функционала поддельный сайт за редчайшим исключением не имеет, а загружена лишь «фотография» главной страницы.

4) Проведите курсором мыши по пунктам меню, ссылкам, заголовкам материалов (не нажимая). Почти все браузеры поддерживают функцию непосредственной трансляции адреса конкретной ссылки при наведении на нее мышки - вверху или внизу браузера «загорается» длинный адрес ссылки, на которую наведен курсор. Все адреса активных ссылок должны быть разными! Если высвечивается одинаковый адрес, особенно, если в конце стоит «заглушка» в виде знаков «=» или «#» - перед вами сайт-подделка. Одинаковые адреса говорят о том, что куда бы вы не нажали - перейдете на одно и то же нужное мошенникам окно, либо не произойдет ничего («мёртвая» ссылка).

5) На мошеннических сайтах практически никогда не указываются контактные данные, нет формы обратной связи, либо она просто не работает, либо указанные в контактах данные - пустышка.

6) Мошеннические сайты не имеют гостевых и форумов, а если такие имеются там либо просроченные сообщения, либо все сообщения –хвалебного характера.

7) Настоящие сайты не просят отправлять СМС на короткие номера! Максимум – это запрос вашего номера телефона, на который и проходит код. Но никак не наоборот! Для защиты от спама и роботов давно и успешно применяется так называемая «капча» - система безопасности, которая просит ввести символы, буквы, цифры с картинки, выполнить некое действие (например, собрать простую мозаику) или выполнить элементарное арифметическое действие (например, 2+2=?).

8) Настоящие сайты, имеющие сервисы платных коротких номеров, никогда не лгут пользователю о цели отправки сообщения на короткий номер. Там всегда прямо указывается – просмотр фильма, особый статус, подарок, код доступа к контенту и так далее. Кроме того, всегда указывается цена и дается видимая и прямая ссылка на сервис уточнения стоимости звонка или СМС по каждому оператору.

Как отключить нежелательную рекламу?

Если вы хотите полностью убрать рекламу из своего браузера, установите плагин Adblock plus. Данная надстройка может включает возможность удалять все возможные виды рекламы: текстовую, баннерную, всплывающую, видео ролики и другие виды. Скачивать плагин вам необходимо для своего браузера. Дополнение обладает рядом настроек, которые помогут отключить ненужную вам рекламу, оставив полезные блоки.

Как ограничить доступ к сайтам?

Наиболее эффективными помощниками в данных случаях выступают специальные ограничивающие программы, разработанные специалистами в сфере программирования и информатики и призванные контролировать доступ к сети. Установите на компьютер KidsControl, Kaspersky Internet Security и/или Norton Internet Security. При помощи этих программ вы можете ограничить доступ к неблагоприятным ресурсам согласно разным информационным категориям, например, «взрослым» сайтам, онлайн-казино и играм.

Укажите галочкой категорию ресурсов, доступ к которым планируете ограничить. Новые версии вышеуказанных программ предоставляют также возможность задания контроля доступа детей к сети интернет по дням или по часам.

По заявлениям разработчиков данных программ, функциональность веб-фильтра основывается на так называемой базе, насчитывающей несколько миллионов сайтов. Также к категориям фильтра можно отнести музыкальные сайты и видео.

Ограничьте доступ детей к нежелательным сайтам, подключив детский тарифный план, который предлагают Интернет-провайдеры. Для каждой возрастной группы предоставляется доступ только к тем ресурсам, которые прошли экспертную оценку Национального узла интернет безопасности, и защищены от вредоносного контента.

Можно ли родителям установить на компьютер ребенку программы, которые бы блокировали не желательную информацию, не соответствующую возрасту ребенка. Можно ли установить режим фильтрации как в школе?

Закрытие доступа к определенным сайтам можно при помощи специализированных программ. Среди программ, помогающих ограничить доступ детей к Интернету, можно отметить Zillya, «Интернет-цензор», NetPolice и т.д. Данные приложения обладают похожим функционалом и с их помощью вы можете заблокировать доступ даже по словам, которые присутствуют на той или иной странице.

Ребёнок проводит в Интернете более 3 часов, говорит, что готовится к урокам. Как проверить достоверность этого. И 3 часа не много ли?

Существует много мнений по поводу того, сколько времени можно проводить за компьютером детям — от поминутного дозирования до практически неограниченного времяпрепровождения.

Негативное влияние длительного пребывания за компьютером представлено двумя аспектами — медицинским и психологическим. Во избежание вреда здоровью ребенка в виде снижения остроты зрения, нарушения осанки, гиподинамии, а также с целью его психологического благополучия и возникла потребность в установлении условных ограничительных мер — норм времени, которое находиться за компьютером безопасно. К сожалению, нормы времени, которое ребенку можно проводить за компьютером, носят лишь рекомендательный характер, кроме этого, в разных исследованиях приводятся различные так называемые рекомендуемые нормы времени. Если говорить о Санитарно-эпидемиологические правилах и нормативах времени пребывания за компьютером, для обучающихся, то рекомендуем обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03":

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

·                    для обучающихся в I - IV классах - 15 мин;

·                    для обучающихся в V - VII классах - 20 мин;

·                    для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин;

·                    для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

Для того чтобы ограничить время пребывания за компьютером, вы можете использовать одну из нескольких программ, предназначенных для этого, например, Kaspersky CRYSTAL.

Как выявить потенциально опасные Интернет-ресурсы?

Перечень видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, указан в Письме Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 (письмо публиковано на портале информационных систем edu22.info в разделе «Проекты», «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Различными ведомствами ежедневно блокируются запрещенные сайты.

Проверить, является ли сайт запрещенным можно на сайте http://eais.rkn.gov.ru/. Так же на этом сайте принимаются сообщения о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.

Известные браузеры предупреждают о потенциально небезопасных сайтах, распространяющих вредоносное ПО, которое предоставляет доступ к компьютеру внешним субъектам, перехватывающих логины, пароли и другую пользовательскую информацию.

Кроме этого, Вы, как родитель всегда должны знать, какие сайты посещает в Интернете Ваш ребенок, чем он интересуется в сети.

Скажите, пожалуйста, как с помощью компьютера заинтересовать ребенка учиться?

Важно правильно сформировать отношение к Интернету и компьютеру: это не конечная цель, а один из инструментов для обучения, общения, получения полезной информации. Если Вы спросите, как заинтересовать ребенка учиться с помощью книги, учебника, Вам ответят – книга или учебник должен быть интересным, соответствующим возрасту. В сети Интернет есть множество обучающих ресурсов для детей. Справочники, энциклопедии, обучающие игры, онлайн викторины и конкурсы, тренажеры, детские форумы, чаты, развлечения и так далее – на необъятных просторах Интернета можно найти массу полезных и интересных сайтов, которые помогут вашему ребенку учится с удовольствием.

Какие бывают степени опасности игровой зависимости и как от них избавиться?

Сегодня очень многие семьи сталкиваются с такой проблемой, как зависимость от компьютерных игр. Проявляется игровая зависимость в форме тяги к игре и отсутствием любых других интересов.

Человек теряет контроль над реальностью. Его мысли повязаны только на одном – компьютерных играх. Его мало что интересует в жизни. Все дни напролёт он проводит за компьютером

Для решения проблемы игровой зависимости, в последнее время родители все чаще стали искать помощи специалистов. Если в Вашей семье ребенок столкнулись с игровой зависимостью ребенка, для начала необходимо обратиться к психологу (школьному, в территориальном центре соцзащиты, либо в частном порядке и т.д.). Если помощь психолога не приносит желаемых результатов, то следует обратиться к врачу-психиатру. Для жителей города Барнаула врач-психиатр принимает в Алтайском краевом психоневрологическом диспансере для детей, расположенном по адресу ул. Змеиногорский тракт, 69, по предварительной записи, которую можно осуществить по телефону 684-899. Для жителей районов края можно обратиться к врачу-психиатру центральной районной больницы, либо так же в Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей, на краевой консультативный прием, где вам окажут помощь без предварительной записи в день обращения.

Какие существуют меры информационной безопасности при работе ребенка в сети?

Для ограничения доступа детей к информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, должна существовать система организационных и технических мер. К организационным мерам можно отнести различные мероприятия. В памятке для родителей «Как сделать Интернет для детей более безопасным», разработанной краевыми специалистами, вы найдете советы, какие правила нужно соблюдать родителям, чтобы Интернет был безопасным для ребенка.

К техническим мерам относят программы-фильтры, которые устанавливаются на компьютер, средства, которые используют компании-провайдеры для ограничения доступа детей. В школах такие фильтры должны стоять обязательно.

Продукты IT-компаний, в том числе для родителей, представлены в памятке и на действующей Интернет-выставке информационных продуктов, позволяющих обеспечить безопасность детей в Интернете.

Как установить фильтры на мобильный интернет?

Все мобильные операторы предлагают дополнительные пакеты по безопасному Интернету для детей, эти продукты также представлены на Интернет-выставке. Для установки фильтров необходимо следовать инструкции или обратиться к специалисту компании-провайдера.

Как обезопасить детей от фильмов, пропагандирующих жестокость и насилие?

Если ребенок смотрит фильмы или ролики онлайн один, то здесь идет вопрос о формировании культуры просмотра фильмов. При правильной грамотной родительской политике и контроле ребенок сам выключит этот фильм. Второе – Вы можете ограничить доступ к определенным сайтам с фильмами с помощью программ родительского контроля. В памятке Вы можете прочесть о таких программах, выбрать для себя подходящий продукт.

Как защитить ребенка от посягательств в социальных сетях?

Самое мощное оружие против посягательств в социальных сетях – это информация. Не стесняйтесь поднимать с детьми о проблемные вопросы о сексе, наркотиках, насилии. Ребенок должен понимать, что в Интернете люди не всегда являются теми, за кого себя выдают и в разговор с неизвестными людьми вступал с осторожностью. Когда ребенок не понимает, кто – или что – ожидает его при общении в социальных сетях, у него гораздо больше шансов стать жертвой посягательств.

С подробными рекомендациями о том, как обезопасить детей от посягательств в Интернете, Вы можете познакомиться портале информационных систем edu22.info в разделе «Проекты»

Можно ли родителям установить на компьютер ребенку программы, которые бы блокировали не желательную информацию, не соответствующую возрасту ребенка. Можно ли установить режим фильтрации как в школе?

Кроме продуктов, которые устанавливаются на компьютер, у каждого провайдера есть такая услуга как «Детский интернет». Использование подобной услуги – верный способ оградить ребенка от опасных сайтов. Познакомиться с техническими средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию можно посетив «Интернет-выставку информационных продуктов, позволяющих обеспечить безопасность детей в Интернете». Материалы выставки непрерывно пополняются новыми продуктами.

Как не допустить психологического привыкания к пользованию интернетом, и избежать ссор с детьми?

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, рекомендаций, которые помогают предупредить проблему зависимости подростка:

• размещайте компьютер в общих комнатах (в зале);

• не бойтесь показывать ребенку чувство беспокойства, связанное с его продолжительным пребыванием за компьютером (ребенок должен видеть в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе);

• ни в коем случае нельзя идти путем насилия, вводить строгие запреты и ограничения, не допустимы физические и моральные наказания (резкое отлучение ребенка от источника удовольствия может иметь противоположный эффект – ухудшение отношений, а также вероятны кардинальные изменения в поведении);

• необходимо объяснить ребенку возможный вред от чрезмерного увлечения компьютером и научить контролировать свое время, оптимальный метод воздействия на подростков – диалог, заключение договора, при этом важно выслушать и учесть мнение подростка, предложить ему принять решение и взять на себя ответственность за это);

• рекомендуется ограничивать доступ к нежелательной и вредной информации, например, к фильмам или играм, содержащим сцены насилия и т.п.;

• используйте увлечения ребенка с целью его обучения и развития (предложите ребенку овладеть программированием, веб-дизайном, заняться компьютерной графикой, анимацией; отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам);

• постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка, поощряйте его творческие начинания;

• освойте те социальные сети, в которых зарегистрирован Ваш ребенок (добавьте его в друзья, периодически общайтесь с ним в них через отправление подарков, картинок на стену и т.д.);

• будьте другом и помощником ребенку (если ребенок страдает технологической зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес, что позволит сблизиться и увеличит доверие, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей).

В случае, когда родители не могут самостоятельно справиться с ситуацией зависимого поведения ребенка, необходимо обратиться к школьному психологу (или психологу базового психологического кабинета). Если психолог порекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила жизнь ребенка, частично изменив его сознание и необходимо обратиться к соответствующим специалистам.

Жителей города Барнаула по вопросам интернет-зависимости может проконсультировать врач-психиатр, который принимает в Алтайском краевом психоневрологическом диспансере для детей, расположенном по адресу ул. Змеиногорский тракт, 69, по предварительной записи, которую можно осуществить по телефону 684-899. Для жителей районов края можно обратиться к врачу-психиатру центральной районной больницы, либо так же в Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей, на краевой консультативный прием, где вам окажут помощь без предварительной записи в день обращения.

С какого возраста ребенок может пользоваться собственной электронной почтой?

Не существует жестких рамок для возраста. Самый простой ответ: вы можете допустить ребенка к электронной почте в том случае, если он выражает желание пообщаться с кем-нибудь подобным образом. Прежде чем открыть ему почтовый ящик, предложите ему для начала использовать ваш и под присмотром написать, например, брату или лучшему другу.

Электронная почта – это здорово, потому что она преодолевает все географические и возрастные барьеры. Как правило, дети становятся готовыми к использованию электронной почты с 7-8 летнего возраста.

Как грамотно донести до ребенка информацию об опасности выставления в социальных сетях личной информации?

Одной из опасностей, которая подстерегает детей в просторах Интернета, является нарушение прав субъектов персональных данных. Сейчас дети выкладывают в Сеть огромное количество личной информации, не подозревая, какие угрозы скрываются за распространением их персональных данных в Интернете. Как только информация попадает в Сеть, контролировать ее дальнейшее использование уже практически невозможно. Кто, когда и в каких целях воспользуется такими данными неизвестно. Цели злоумышленников могут быть различными, и последствия соответственно тоже: интернет-мошенничество, кража денег с банковских карточек, шантаж детей и родителей, продажа баз персональных данных для агрессивного маркетинга, насилие, кибербуллинг, установление слежки и пр. В Роскомнадзор обращались школьники, которых доводили до суицидальных состояний, шантажируя распространением личной информации. У Роскомнадзора есть примеры сайтов, размещающих фотографии девушек-моделей на порнографических сайтах. Причем впоследствии от девушек требовали плату за удаление информации о них с сайта, и суммы были не символические и совсем не виртуальные. При этом избежать в принципе любого попадания персональных данных в Интернет невозможно. Мы покупаем билеты на поезда, самолеты, в театры, кино, в принципе совершаем покупки в онлайн пространстве, регистрируемся на различных Интернет-ресурсах, форумах для получения нужной нам информации, в конце концов, общаемся в чатах, социальных сетях. Однако все это можно делать более или менее безопасным способом. Поэтому очень важно обучить детей основам безопасного использования Интернет пространства. Например, сегодня пользователи (и не только дети) редко прибегают к функции «настройки приватности», также практически никто не читает политику конфиденциальности и пользовательские соглашения, которые размещаются на сайтах и в социальных сетях. Какие данные собирает приложение и как лучше его настроить, а также, кто будет иметь доступ к вашим данным, подскажет политика конфиденциальности или пользовательское соглашение. Более того, знание того, какую информацию о вас собирает сервис или приложение, возможно, заставит вас отказаться от его использования.